25 лет современному танго в России: первые тангеро. Часть 1

Автор
dance.ru
27336
0
27336
21:00 от 13.03.2023
Автор: Инесса Дехтярева

В год 25-летия современного аргентинского танго в России автор нашего портала, преподаватель и историк аргентинского танго Инесса Дехтярева начинает серию статей, в которых познакомит с историей и расскажет о танго XXI века. О людях, возродивших танго, энтузиастах и профессионалах, о тех, кто является гордостью страны. Первой была женщина: Валентина Устинова стала той, кто начал преподавать танго и создал первую в России школу танго «Casa Del Tango». Рассказ о том, как она открыла танго, – сюжет для сценария. Все, с кем мы сегодня вспоминаем историю, пришли в танго состоявшимися профессионалами в танцах. Валентина - хореограф-постановщик. София Семинская - профессионал в бальных танцах, премьер-преподаватель и менеджер по развитию аргентинского танго танцевальных клубов GallaDance, титулованный танцор и организатор с огромным опытом. Светлана Дворник – педагог-хореограф, создатель школы «Vida Mia Tango Сlub» в Челябинске.

НАМ НУЖЕН ПРЕПОДАВАТЕЛЬ АРГЕНТИНСКОГО ТАНГО. ВЫ ЖЕ ХОРЕОГРАФ, НАЧИНАЙТЕ ВЕСТИ ЗАНЯТИЯ  

Валентина: «Дождливым летним вечером 1991 года в парке Vondelpark в Амстердаме на летней эстраде играли три музыканта и романтично красиво танцевала танго пара. Это была моя любовь с первого взгляда! В городе было много афиш с приглашением на уроки. Я начала ходить на практику в «Academia del tango», не имея никакого понимания о социальном парном движении. Там был аргентинец в возрасте, он охватил меня своим вниманием, много танцевал. Другие люди танцевали тогда еще довольно плохо, и всё равно для меня это было откровением. По профессии я преподаватель русского языка и литературы. Мое преобразование в человека пластики началось со студии пантомимы в Московском государственном университете. Потом увлеклась современным танцем и контактной импровизацией, но поняла, что я не актриса, не танцовщица, не мим. Мне больше нравится что-то самой ставить. Однако о преподавании тогда речи не шло. Когда я вернулась со стажировки в Голландии, в Малом театре мне доверили хореографию спектакля «Пир победителей» по Солженицыну. Как было бы там хорошо аргентинское танго, думала я. До нашей премьеры я увидела афишу танго-шоу из Аргентины в Театре оперетты, пришла посмотреть – пол зала зрителей, рекламы ноль. После этого я решилась включить танго в хореографию «Пира победителей». Очень мало, конечно, что мы смогли сделать, танцы были постановочные. Никто не вел в танце и не следовал.

14 февраля 1998 года я и моя подруга открыли собственную школу современной хореографии. К нам приходили творческие люди, которые жаждали обучения этому виду движения. У меня было тогда 6 CD-дисков с танго. Я ставила эту музыку на уроках современной хореографии, и народ спрашивал: «Боже, какая потрясающая музыка! Что это такое?» Мои ученики предложили организовать группу аргентинского танго. Мы сделали рекламу, и в апреле 1998 года я набрала первую группу. У нас было 3 партнера и много девушек. В сентябре группа выросла до 16 человек, в итоге у нас даже был гендерный баланс! Потом мы начали приглашать преподавателей из-за границы, но это были не аргентинцы. Они показывали, как вести и как следовать, не делая никакой сложной хореографии. Потом стали приезжать аргентинцы, и танго стало развиваться более активно»


Валентина Устинова, хореограф-постановщик

Профессионалы и обычные люди, увлеченные современным танцем, открыли для себя танго! Многие новички говорят, что пришли в танго, вдохновленные танцами в кино. Другие записываются на уроки социальных танцев в поисках знакомства, общения. А как в танго попадают профессиональные танцоры?

София: «Я танцевала бальные танцы как профессионал, как спортсмен, выступала на турнирах. Когда поступила в университет, пришлось отказаться от профессиональной танцевальной карьеры. Но я продолжала заниматься в своём танцевальном клубе. Педагог по бальным танцам Борис Петрович Докучаев показывал нам снятые тайком шоу аргентинцев, которые тогда приезжали в Москву. Нам очень нравилось! Я хотела, чтобы танцы были частью моей жизни, хотела изучить что-то новое. Вспомнила эти видео записи и просто забила в Яндексе «школы танго». На тот момент они уже существовали в России, но их было не так много - это было самое зарождение. Мне повезло - я попала в очень хорошую школу, а выбрала очень просто - по расположению, по дороге из дома в университет.»

Светлана: «Я работала администратором фитнес-клуба, в котором была школа танцев для взрослых. В мае 2005 года руководитель сказала: «Нам нужен преподаватель аргентинского танго. Вы же хореограф, начинайте вести занятия.»

Во времена бума аргентинского танго в Аргентине, Северной Америке и Европе, люди уже через 2 недели обучения начинали преподавать и открывали школы.

София: «У меня была танцевальная подготовка, в том числе спортивный разряд по бальным танцам, конечно, я обучалась быстрее многих. Через год занятий в группе меня пригласили ассистировать, а еще через полгода я уже стала преподавать. Дальше моя жизнь в танго развивалась очень быстро и бурно, танго события были связаны с личной жизнью и тем, какую роль играли в ней мужчины, а они всегда играли роль. Если честно, своё преподавание я рассматривала как помощь своим педагогам, я не ставила себе цель преподавать танго.
Организатором я тоже не планировала быть, но стала. Я начала организовывать работу своего первого мужа в России. Мы с ним делали фестиваль в Турции. А дальше мы с Ириной Перетятько (прим. ред. директором оркестров Soledad и Solo Tango Orquesta) занимались организацией фестивалей тогда ещё на территории Украины в Крыму.
Я работала в госструктурах, в корпорациях, продолжала учиться и преподавать танго. Знания, которые я получила, как управленец, на факультете Государственного муниципального управления МГУ имени М.В. Ломоносова, очень мне помогли. Когда я поняла, что жизнь моя - и личная, и педагогическая - очень тесно связана с танго - я оставила карьеру в компании и перешла полностью в танго. Это был больше выбор по сердцу, чем по уму.»

Светлана: «Я одновременно начала и учиться, и преподавать танго. Мои первые классы были на фестивале «Ночи Милонгеро» в Москве. Мои преподаватели танго, аргентинцы Нито и Эльба, Хуан и Химена, братья Маккана - это был настоящий разрыв шаблонов, то, что они делали, плохо вписывалось в привычные рамки хореографии! Я с трудом понимала, как устроена музыка танго... Со временем фигуры и комбинации были вытеснены взаимодействием, объятием, загадочной каденсией. Глубина и неповторимость аргентинского танго открывались постепенно и увлекали все больше. Я открыла свою школу. Стала приглашать на семинары тех, у кого училась. Провела несколько фестивалей. Затем случился ковид - время учёбы и работы онлайн. Сейчас я готовлю очередной фестиваль, в июле к нам в Челябинск приедут преподаватели из Аргентины и тангерос из разных городов!»

ПЕРВЫЕ ГОДЫ МЫ ТАНЦЕВАЛИ ОЧО ВПЕРЕД, ОЧО НАЗАД, САЛИДУ КРУСАДУ - ВСЕ! 

25 лет поисков настоящего танго, секретов старых милонгеро и новых форм. В России достаточно быстро наступил «золотой век» возможностей учиться у лучших: регулярно приезжали звезды танго из Аргентины и других стран, российские танцоры и педагоги учились за границей и в России, обменивались опытом и стали одними из лучших в мире. Нам стало интересно узнать у наших героинь, что было сложным в начале их пути и с какими трудностями они сталкиваются сейчас.

Валентина: «В самом начале я могла учиться только у самой себя. Тогда мы учились медленно. Первые годы мы танцевали очо вперед, очо назад, салиду крусаду – всё! И не понимали никакой радости в простых шагах. Потом начали приезжать иностранные преподаватели, и они сразу становились частью нашего маленького сообщества. Мы все были из разных школ, но мы друг друга знали и обменивались впечатлениями. Это было потрясающе! Не как сейчас на крупных семинарах: много людей и никто никого не знает.
Сейчас учатся гораздо быстрее. Но одинаково и тогда, и сейчас, на семинарах ты получаешь огромную информацию, но когда тело не готово, ты можешь впустить только крохи. Тело сопротивляется, не может воспринять всё сразу.»

Светлана: «Вначале было легко, потому что мы не знали, как это непросто. Мы не боялись ошибиться, никто не знал, как правильно. Было много всерьёз заинтересованных учеников, некоторые мои ученики из первых наборов со мной в танго до сих пор. Были крупные основные фестивали, на которые мы стремились приехать не только танцевать и общаться, но и учиться. На них собиралось все российское танго сообщество, было много иностранцев, и они тоже ходили на уроки. Мы все очень любили учиться! А потом фестивалей стало много, порой несколько в одни и те же даты. Организаторы перестали договариваться, уважать друг друга. Появилась мода на марафоны, учиться стало не модно. Потом появились экспресс курсы обучения, различные франшизы, платное партнёрство, и так далее. Труднее тогда или сейчас? Видимо, всему свое время. Я скучаю по времени, когда мы знали, что 4 раза в год встретимся со всеми танго друзьями на одном из фестивалей. Сейчас сложно пересечься при таком многообразии. Кому-то лучше и легче сейчас: много информации в интернете, уроков, видео шоу, музыки, занятий онлайн... Жизнь не стоит на месте.»


Светлана Дворник, педагог-хореограф, создатель школы «Vida Mia Tango Сlub» в Челябинске

МНЕ УЖЕ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ТАНГО СТАЛО МОИМ ХОББИ 

В заключение статьи мы спросили Валентину, Софию и Светлану, чем для них является танго.

София: «Почти все тангеро отвечают одинаково: это моя жизнь. Для меня танго - это и работа, и хобби, и жизнь. 24 часа в сутки и 7 дней в неделю я танцую, преподаю, организую, изучаю, занимаюсь, сама беру уроки. Большую часть отпуска – месяц, два - провожу в Буэнос-Айресе. Семнадцать лет я уже в танго! Мне уже очень хочется, чтобы танго стало моим хобби. «Как из профессионалов перейти в любители» - не знаю, есть ли ещё у кого-то из профессионалов такие мысли, у меня они есть.»

Светлана: «El tango es vida mia (исп.) танго – моя жизнь». Да, танго - это моя жизнь, в прямом и переносном смысле слова. Моя профессия, моя школа, мои друзья, мои ученики, мои поездки и мероприятия, мой образ жизни, моя любовь. И в семье тоже присутствует танго: это психология отношений, уважение к партнеру.»


София Семинская, премьер-преподаватель и менеджер по развитию аргентинского танго танцевальных клубов GallaDance, организатор фестивалей и вечеров танго

Валентина: «Мне не нравится танцевать одной, мне нравится танцевать в паре. Из многих танцев, которые я изучала и танцевала, больше всех мне нравится аргентинское танго. У меня бывали танцы соблазняющие, истории флирта. Иногда музыка так ложится на душу, что я могу прожить кусочек маленькой танго жизни в этом музыкальном отрывке с другим человеком, побеседовав с ним. Я чувствую свое тело - оно живое, оно откликается на импульсы другого человека. Мы проживаем кусочек творческой жизни. Наиболее полно я могу выразить себя в танго!»

В статье использовано интервью Любови Хаповой с Валентиной Устиновой. Фотография на обложке: Pro Am Ball Dia Del Tango Amor.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
18.05.2024 - 18.05.2024

Все для танцев