
Биомеханика балета
3259
0
3259
21:00 от 12.05.2025
Автор:
Надежда Александрова
Редко встретишь человека, который не был бы восхищен легкостью и грациозностью исполнителей балета, их способностью передавать телом драматургию произведения и раскрашивать музыку движением. А ведь за этой легкостью стоит не только природная пластичность, талант танцоров и постановщиков, а во многом усердие и ежедневный многочасовой труд. И залогом успеха и долгой танцевальной жизни является рациональное использование танцовщиком своих физиологических возможностей, помноженное на адаптацию биомеханики к специфическим движениям и максимально возможное исключение травм.
Ранее мы говорили о биомеханике как науке, изучающей движение человека, и затронули исторические предпосылки становления этой науки. Так вот, одним из двигателей развития биомеханики стала хореография с ее потребностью в развитии тела танцора, в увеличении амплитуды и качества движений. В свою очередь, сейчас она становится донором знаний для других видов и стилей танца. Дабы не быть голословными и получить информацию из первых рук, мы обратились к спортивному врачу, автору книг «Здоровье в балете» и «Стопа балерины». Разработчику специальных тренажеров и методик для развития данных и сохранения здоровья танцоров Каблукову Денису.

Биомеханика одновременно стоит на страже красоты движения и здоровья танцора. Как и любая профессиональная нагрузка, балет изменяет двигательные привычки и даже строение тела танцовщика/балерины. Хорошо это или плохо? С какой стороны посмотреть.
Есть данные, что изгибы позвоночника более сглажены у профессиональных классических танцоров. Плохо ли это? Они всю жизнь этого добиваются, работая у станка. Я бы назвал это профессиональными адаптациями.
Наше тело изменчиво, и это хорошо. Это позволяет нам подстраиваться под меняющиеся условия. Тело классического танцора имеет свою специфику с учетом многих лет работы над ним. Отсюда мы можем видеть и уникальную биомеханику. Поэтому я не могу сказать, что это плохо, это просто есть, и с этим нужно учиться работать и жить.
«ПРАВИЛЬНОЕ» ИЛИ «НЕПРАВИЛЬНОЕ» ДВИЖЕНИЕ
Я не люблю формулировку «неправильное» движение. Оно подразумевает, что есть и «правильное» движение. Отсюда вопрос, кто и как определил, что какое-то движение правильное, а какое-то —нет? И для чего оно правильное, а для чего —нет?
И если мы говорим, что нет «правильных» и «неправильных» движений, мы должны понимать о том, что есть условно неэффективные паттерны движения (pattern (англ.) - образец, шаблон, модель), которые могут нарушать технику или приводить к эстетическим изменениям в теле.
Каждое спортивное направление преследует определенную цель, для достижения которой подбираются эффективные путь и техника. В эту технику, в свою очередь, включены определенные движения. Благодаря высоким амплитудам и нагрузкам классическая хореография, хоть и не относится ни к одному из видов спорта, может легко конкурировать со многими из них.
Например, мы знаем, что в балете ценится эстетика линии ног. Только благодаря точной и выверенной технике, правильно распределенным нагрузкам балерина сможет добиться красивых линий. А исковеркав технику, приобретет неподходящую форму ног, а, возможно, и травмы.
Поэтому для адаптации тела к нагрузкам важно изучать и практиковать биомеханику, понимая, что в балете она специфическая, адаптированная под конкретные задачи. Правда, не нужно при этом забывать, что любая балерина - прежде всего человек, и любые дополнительные активности пойдут только на пользу. И не забывайте следить за дозой этих активностей, ведь даже лекарство в неправильной дозировке может стать ядом.
ОНИ ПРИНИМАЮТ УДАР НА СЕБЯ
Сейчас почему-то принято выделять стопы из всего тела и всячески мучить их. Хотя стопы лишь один из инструментов танцора. Руки балерины, наверное, даже более выразительный инструмент, ими можно больше «сказать», чем стопами.
«Танцевальные способности следует развивать в равной степени работой над движением рук и ног. Если внимание обращено только на ноги, и забываются руки, корпус и голова, никогда не будет достигнуто полной гармонии движений и не получится должного впечатления от исполнения. Бывает, что исполнение слишком рассчитано на дешевый эффект и при позировке рук забывают о ногах — тогда также не получится полной гармонии движений». (А. Я. Ваганова «Основы классического танца», 2000 г.)
Поэтому предлагаю рассматривать организм танцора как целостную систему, в которой важен каждый элемент. И стопы будут фундаментом этой системы.
Действительно, травмы стоп встречаются достаточно часто. Возможно, это связанно как раз с большим желанием сделать их лучше и изменить свою анатомию.

Существует множество методов пассивного воздействия на стопы, где взрослые давят детям на стопы, чтобы они разогнулись больше, или же дети сами на них сидят. Конечно, подобный подход не имеет ничего общего со следованием законам биомеханики и развитием танцора. К сожалению, этот способ достаточно прост для объяснения ученикам, поэтому часто используется.
Основное правило тренировок на развитие стоп это неспешное развитие, которое дает устойчивый результат и не приводит к травмам. Спешка однозначно приведет к травмам.
УЖЕ ПОРА ИЛИ НЕТ?
Занятия балетом сочетают в себе не только развитие тела, но и творческое развитие. Поэтому чем раньше вы отдадите ребенка, тем лучше. Ребенок будет находиться в творческой среде. Будет впитывать окружающую информацию. Не стоит беспокоиться, что ребенка в три года поставят к станку или заставят крутить пируэты. Развитие в балете начинается с детства, и нагрузка постоянно меняется в соответствии с возрастом.

Сначала дети танцуют «птичку», «солнышко» и т.п. Во-первых они знакомятся с движениями тела, во-вторых, учатся выражать эмоции танцем. Поэтому подобрав достойную студию, где любят детей, можно отдавать ребенка с 3 лет. Но нужно понимать, что сначала это не будет похоже на привычный нам балет.
СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ В БАЛЕТЕ
Сейчас я хочу обратить внимание тех, кто, вдохновившись виртуозным исполнением па профессиональными артистами балета, решил заниматься сам или привести в балет ребенка. И дать несколько рекомендаций с точки зрения анатомии и биомеханики.
Первый совет — это обращать внимание на данные человека. Анатомия имеет тысячи различий, даже у очень похожих людей.
Классическая методика преподавания идеальна для идеального тела. Не просто так на первом туре вступительных испытаний в балетные училища оценивают данные скелета ребенка. Если он обладаете хорошими данными для занятий классической хореографией, то останется только научить управлять ими. Но если есть определенные особенности, то, возможно, занятия будут приносить ученику физическую боль и страдания. И это не про боль от усталости и напряжения мышц, а про боль, связанную с травмой.
Самый простой пример, увеличенный задний отросток таранной кости в человеческой популяции встречается достаточно часто. Возможно, он есть и у вас, а вы об этом даже не знаете. И, если человек с такой особенностью соберется заниматься балетом, то его ждут большие трудности.

В задачи балерины входит выполнение таких упражнений: релеве (relevé (от гл. relever — поднимать) подъём на полупальцы или пальцы) и батман тандю (battement tendus – скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в исходное положение).
В них требуется дотягивать подъем стопы так, что пяточная кость приближается к голени и может ущемлять увеличенный отросток таранной кости. Это всего лишь особенность анатомии, которая провоцирует задний импинджмент синдром голеностопного сустава. Приложение больших усилий для разгибания стопы с такой особенностью спровоцирует перелом этого отростка и дальнейшую операцию по его извлечению. Сейчас говорим не про профессиональные училища, куда отбирают детей только с идеальными данными, а про хобби-классы. В этом случае крайне важно учитывать данные до начала занятий и далее адаптировать методику под каждого занимающегося.
Вы должны понимать, что есть «анатомически талантливые» для балета люди. Им будет легче выполнять хореографические упражнения, но и у них есть свои задачи и проблемы. А есть люди, у которых такой предрасположенности нет, и они должны ориентироваться на ощущения и особенности своей анатомии на занятиях. Это часто игнорируется и чревато тяжелыми травмами.
Второй важный момент — это доза нагрузки. Всегда важно за этим следить. Когда вводится что-то новое или начинаешь заниматься после перерыва, важно следить за дозированием нагрузки, чтобы все системы тела привыкли к ней. Тогда травм будет гораздо меньше, а удовольствия от занятий в разы больше.
МНЕНИЕ БАЛЕРИНЫ
Своим личным опытом балерины и преподавателя поделилась с нами артистка и педагог балета, выпускница МГАХ и ГИТИС Наталия Кузина.
Неотъемлемой частью хореографического образования является техника исполнения движений. Профессиональные танцоры следуют определенным последовательностям и правилам, подчиняющимся законам биомеханики. В связи с тем, что нагрузка танцора высокоамплитудная и цикличная, несоблюдение правил действительно может нанести вред здоровью. Об этом стоит помнить как опытным танцорам, так и новичкам.

Хочу отметить, что направление биомеханика в балете не нова. Использование этого термина можно найти еще в учебнике Агриппины Вагановой. Там же четко прописана последовательность увеличения нагрузки в зависимости от возраста и опыта учеников.
Мои педагоги разных поколений всегда следили за тем, как исполняется движение. Поэтому всем любителям рекомендую задавать вопросы педагогу. Как правильно исполнять движение? Где оно происходит? Почему нужно делать так, а не иначе?
В свое время к изучению нюансов и правильности исполнения движений меня привела моя травма. Сейчас, когда у меня есть опыт и знания, мне интересно работать с младшими классами, где я могу помочь ученику построить свои движения, заложив основы биомеханики балета.
Самое главное в каждом движении —это осознанность. Важно понимать, в каком сегменте тела происходит движение, какими мышцами оно совершается, и какую цель движение преследует. Понимание этого дает возможность сделать весь танец не только красивым, но и стабильно повторяющимся и, что самое главное, безопасным.
Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Ранее мы говорили о биомеханике как науке, изучающей движение человека, и затронули исторические предпосылки становления этой науки. Так вот, одним из двигателей развития биомеханики стала хореография с ее потребностью в развитии тела танцора, в увеличении амплитуды и качества движений. В свою очередь, сейчас она становится донором знаний для других видов и стилей танца. Дабы не быть голословными и получить информацию из первых рук, мы обратились к спортивному врачу, автору книг «Здоровье в балете» и «Стопа балерины». Разработчику специальных тренажеров и методик для развития данных и сохранения здоровья танцоров Каблукову Денису.

Биомеханика одновременно стоит на страже красоты движения и здоровья танцора. Как и любая профессиональная нагрузка, балет изменяет двигательные привычки и даже строение тела танцовщика/балерины. Хорошо это или плохо? С какой стороны посмотреть.
Есть данные, что изгибы позвоночника более сглажены у профессиональных классических танцоров. Плохо ли это? Они всю жизнь этого добиваются, работая у станка. Я бы назвал это профессиональными адаптациями.
Наше тело изменчиво, и это хорошо. Это позволяет нам подстраиваться под меняющиеся условия. Тело классического танцора имеет свою специфику с учетом многих лет работы над ним. Отсюда мы можем видеть и уникальную биомеханику. Поэтому я не могу сказать, что это плохо, это просто есть, и с этим нужно учиться работать и жить.
«ПРАВИЛЬНОЕ» ИЛИ «НЕПРАВИЛЬНОЕ» ДВИЖЕНИЕ
Я не люблю формулировку «неправильное» движение. Оно подразумевает, что есть и «правильное» движение. Отсюда вопрос, кто и как определил, что какое-то движение правильное, а какое-то —нет? И для чего оно правильное, а для чего —нет?
И если мы говорим, что нет «правильных» и «неправильных» движений, мы должны понимать о том, что есть условно неэффективные паттерны движения (pattern (англ.) - образец, шаблон, модель), которые могут нарушать технику или приводить к эстетическим изменениям в теле.
Каждое спортивное направление преследует определенную цель, для достижения которой подбираются эффективные путь и техника. В эту технику, в свою очередь, включены определенные движения. Благодаря высоким амплитудам и нагрузкам классическая хореография, хоть и не относится ни к одному из видов спорта, может легко конкурировать со многими из них.
Например, мы знаем, что в балете ценится эстетика линии ног. Только благодаря точной и выверенной технике, правильно распределенным нагрузкам балерина сможет добиться красивых линий. А исковеркав технику, приобретет неподходящую форму ног, а, возможно, и травмы.
Поэтому для адаптации тела к нагрузкам важно изучать и практиковать биомеханику, понимая, что в балете она специфическая, адаптированная под конкретные задачи. Правда, не нужно при этом забывать, что любая балерина - прежде всего человек, и любые дополнительные активности пойдут только на пользу. И не забывайте следить за дозой этих активностей, ведь даже лекарство в неправильной дозировке может стать ядом.
ОНИ ПРИНИМАЮТ УДАР НА СЕБЯ
Сейчас почему-то принято выделять стопы из всего тела и всячески мучить их. Хотя стопы лишь один из инструментов танцора. Руки балерины, наверное, даже более выразительный инструмент, ими можно больше «сказать», чем стопами.
«Танцевальные способности следует развивать в равной степени работой над движением рук и ног. Если внимание обращено только на ноги, и забываются руки, корпус и голова, никогда не будет достигнуто полной гармонии движений и не получится должного впечатления от исполнения. Бывает, что исполнение слишком рассчитано на дешевый эффект и при позировке рук забывают о ногах — тогда также не получится полной гармонии движений». (А. Я. Ваганова «Основы классического танца», 2000 г.)
Поэтому предлагаю рассматривать организм танцора как целостную систему, в которой важен каждый элемент. И стопы будут фундаментом этой системы.
Действительно, травмы стоп встречаются достаточно часто. Возможно, это связанно как раз с большим желанием сделать их лучше и изменить свою анатомию.

Существует множество методов пассивного воздействия на стопы, где взрослые давят детям на стопы, чтобы они разогнулись больше, или же дети сами на них сидят. Конечно, подобный подход не имеет ничего общего со следованием законам биомеханики и развитием танцора. К сожалению, этот способ достаточно прост для объяснения ученикам, поэтому часто используется.
Основное правило тренировок на развитие стоп это неспешное развитие, которое дает устойчивый результат и не приводит к травмам. Спешка однозначно приведет к травмам.
УЖЕ ПОРА ИЛИ НЕТ?
Занятия балетом сочетают в себе не только развитие тела, но и творческое развитие. Поэтому чем раньше вы отдадите ребенка, тем лучше. Ребенок будет находиться в творческой среде. Будет впитывать окружающую информацию. Не стоит беспокоиться, что ребенка в три года поставят к станку или заставят крутить пируэты. Развитие в балете начинается с детства, и нагрузка постоянно меняется в соответствии с возрастом.

Сначала дети танцуют «птичку», «солнышко» и т.п. Во-первых они знакомятся с движениями тела, во-вторых, учатся выражать эмоции танцем. Поэтому подобрав достойную студию, где любят детей, можно отдавать ребенка с 3 лет. Но нужно понимать, что сначала это не будет похоже на привычный нам балет.
СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ В БАЛЕТЕ
Сейчас я хочу обратить внимание тех, кто, вдохновившись виртуозным исполнением па профессиональными артистами балета, решил заниматься сам или привести в балет ребенка. И дать несколько рекомендаций с точки зрения анатомии и биомеханики.
Первый совет — это обращать внимание на данные человека. Анатомия имеет тысячи различий, даже у очень похожих людей.
Классическая методика преподавания идеальна для идеального тела. Не просто так на первом туре вступительных испытаний в балетные училища оценивают данные скелета ребенка. Если он обладаете хорошими данными для занятий классической хореографией, то останется только научить управлять ими. Но если есть определенные особенности, то, возможно, занятия будут приносить ученику физическую боль и страдания. И это не про боль от усталости и напряжения мышц, а про боль, связанную с травмой.
Самый простой пример, увеличенный задний отросток таранной кости в человеческой популяции встречается достаточно часто. Возможно, он есть и у вас, а вы об этом даже не знаете. И, если человек с такой особенностью соберется заниматься балетом, то его ждут большие трудности.

В задачи балерины входит выполнение таких упражнений: релеве (relevé (от гл. relever — поднимать) подъём на полупальцы или пальцы) и батман тандю (battement tendus – скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в исходное положение).
В них требуется дотягивать подъем стопы так, что пяточная кость приближается к голени и может ущемлять увеличенный отросток таранной кости. Это всего лишь особенность анатомии, которая провоцирует задний импинджмент синдром голеностопного сустава. Приложение больших усилий для разгибания стопы с такой особенностью спровоцирует перелом этого отростка и дальнейшую операцию по его извлечению. Сейчас говорим не про профессиональные училища, куда отбирают детей только с идеальными данными, а про хобби-классы. В этом случае крайне важно учитывать данные до начала занятий и далее адаптировать методику под каждого занимающегося.
Вы должны понимать, что есть «анатомически талантливые» для балета люди. Им будет легче выполнять хореографические упражнения, но и у них есть свои задачи и проблемы. А есть люди, у которых такой предрасположенности нет, и они должны ориентироваться на ощущения и особенности своей анатомии на занятиях. Это часто игнорируется и чревато тяжелыми травмами.
Второй важный момент — это доза нагрузки. Всегда важно за этим следить. Когда вводится что-то новое или начинаешь заниматься после перерыва, важно следить за дозированием нагрузки, чтобы все системы тела привыкли к ней. Тогда травм будет гораздо меньше, а удовольствия от занятий в разы больше.
МНЕНИЕ БАЛЕРИНЫ
Своим личным опытом балерины и преподавателя поделилась с нами артистка и педагог балета, выпускница МГАХ и ГИТИС Наталия Кузина.
Неотъемлемой частью хореографического образования является техника исполнения движений. Профессиональные танцоры следуют определенным последовательностям и правилам, подчиняющимся законам биомеханики. В связи с тем, что нагрузка танцора высокоамплитудная и цикличная, несоблюдение правил действительно может нанести вред здоровью. Об этом стоит помнить как опытным танцорам, так и новичкам.

Хочу отметить, что направление биомеханика в балете не нова. Использование этого термина можно найти еще в учебнике Агриппины Вагановой. Там же четко прописана последовательность увеличения нагрузки в зависимости от возраста и опыта учеников.
Мои педагоги разных поколений всегда следили за тем, как исполняется движение. Поэтому всем любителям рекомендую задавать вопросы педагогу. Как правильно исполнять движение? Где оно происходит? Почему нужно делать так, а не иначе?
В свое время к изучению нюансов и правильности исполнения движений меня привела моя травма. Сейчас, когда у меня есть опыт и знания, мне интересно работать с младшими классами, где я могу помочь ученику построить свои движения, заложив основы биомеханики балета.
Самое главное в каждом движении —это осознанность. Важно понимать, в каком сегменте тела происходит движение, какими мышцами оно совершается, и какую цель движение преследует. Понимание этого дает возможность сделать весь танец не только красивым, но и стабильно повторяющимся и, что самое главное, безопасным.
Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Комментарии
Читайте также
Регистрация
на конкурсы
и фестивали
28.06.2025 - 28.06.2025
28.06.2025 - 29.06.2025
20.07.2025 - 20.07.2025
8.08.2025 - 10.08.2025
23.08.2025 - 23.08.2025