Биомеханика в бальных танцах

Автор
dance.ru
8507
0
8507
11:00 от 02.12.2024
Автор: Надежда Александрова

Многие ли из нас читали учебники по бальным танцам? Скорее всего, нет. Плохо это или хорошо, решать вам. Как говорится, на «троечку» нужно знать цвет обложки и автора учебника. Однако если вы танцор, стоит познакомиться с классическими работами Алекса Мура и Уолтера Лэрда. В этих работах описаны основные внешние характеристики движений танцоров и последовательности шагов. Они прекрасно решают задачу обучения танцу на начальном уровне. Однако двигательные процессы, протекающие в опорно-двигательном аппарате человека, намного сложнее. За рамками описания фигур остается большое количество факторов, влияющих на качественные характеристики двигательных действий исполнителей. Стремясь к идеалам спорта высших достижений, нам, танцорам, стоит обратиться за помощью к биомеханике.

Разобраться в том, стоит ли обращаться к специалистам по биомеханике и стоит ли осваивать эту науку, нам поможет сооснователь студии фитнеса «Биомеханика», лидер проекта «Танцы без боли», мастер спорта по спортивным бальным танцам, серебряный призер чемпионата России по 10 танцам в Ю2 Андрей Чекмарев.

Биомеханика спортивных бальных танцев определяет закономерности двигательных действий и наилучшие способы решения двигательных задач, направленных на совершенствование техники танца и достижение наилучшего спортивного результата.

ОСНОВА БИОМЕХАНИКИ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

Биомеханика бальных танцев уникальна. Танец сочетает в себе естественные для человека движения в базовых фигурах и сложнокоординационные, требующие умения владеть инерцией тела в фигурах высокого класса.
С точки зрения биомеханики, ядром почти всех фигур является основное движение человека: самый обычный, всем известный шаг. Опора на одной ноге, контрдвижение грудного отдела и таза, разгон инерции движения - все это основные признаки паттерна шага. С учетом специфичной техники набор шагов будет превращаться в танец. Но фундамент всегда будет один - это шаг.

СИЛОВЫЕ ТРЕНИРОВКИ
Работая на протяжении уже 8 лет с танцорами в роли специалиста по движению, я понял, что им не хватает силовых тренировок. В основном тренировки посвящены только специфике танца, а свое тело танцор пытается «улучшить» привычными для всех растяжкой и хореографией. Все это ведет к тому, что тело становится менее резистентным к нагрузкам, и значительно возрастает риск травмы. Живя в определенных стереотипах, танцор боится добавить в свой тренировочный процесс работу с весами и стать «перекаченным». А ведь именно такие тренировки действительно дадут танцорам силу, выносливость и необходимую эластичность мышц.

Я должен подчеркнуть, что подобные занятия должны проходить с профессиональными тренерами, понимающими запрос танцора и знающими биомеханику. Подбор правильных упражнений – залог отсутствия травм.

ТАНЦУЕМ БЕЗ ТРАВМ

Если травма уже получена, то нужно отнестись к этому серьезно. Ваше тело - ваш инструмент. Будет большой ошибкой не обратить внимание на проблемы этого инструмента и продолжить его использовать. Обратитесь к специалисту (травматологу, физиотерапевту) чтобы понять, как восстановиться максимально быстро. Не забывайте, травма - это последняя ступень. До травмы тело подает множество сигналов, что что-то идет не так. К нему нужно прислушиваться. Чаще всего такие сигналы - это неострая боль в том месте, где организм «перерабатывает». На этой стадии лучше всего обратиться к специалисту по движению и биомеханике. Правильно подобранные упражнения помогут уменьшить боль и при регулярном их выполнении поддержат ваш организм в рабочем состоянии.

А ЧТО ДУМАЮТ ТАНЦОРЫ?

Илья Корнев, мастер спорта, финалист чемпионата России по европейской программе бальных танцев


Илья Корнев и Дария Жукова на чемпионате России по секвею в рамках ROC (Russian Open Championship) 2024 в Санкт-Петербурге

«Я занимаюсь биомеханикой уже давно. Мы искали методики и специалистов, которые могли бы помочь с восстановлением после серьезной травмы моей партнерше. В тот момент она ни то, что танцевать, ходить могла с трудом, были сильные боли. Врачи разводили руками и не могли ничем помочь. К счастью, нам все-таки удалось найти квалифицированного врача, который убрал острую фазу. Он же рекомендовал нам заниматься восстановлением у Андрея Чекмарева.

Мы прорабатывали каждый шаг, каждое движение, каждую фигуру в танце. Это продолжалось полгода. Все прошло успешно, и мы смогли начать танцевать. Вернувшись в спорт, мы стали регулярно заниматься биомеханикой, чтобы поддерживать свое физическое состояние и предотвратить возможные травмы.

Я рекомендую танцорам заниматься именно по этой методике. Во-первых, биомеханика работает не только общефизической подготовкой танцора, а направлена прицельно на проработку глубокой мускулатуры, например, мышц кора и тазового дна. Глубокая мускулатура отвечают за стабилизацию. Есть такое правило: чем глубже расположена мышца, тем более выражена её стабилизирующая функция. А сильные мышцы-стабилизаторы - главная профилактика травм.

Во-вторых, упражнения подбираются под конкретные задачи и максимально приближены к танцевальным движениям. Это помогает танцору сохранить здоровье и улучшить результаты. После занятий мы не чувствуем общей усталости и забитости мышц, как после обычных тренировок в спортзале. Чувствуем конкретные мышцы, над которыми работали. Я всегда понимаю, что и как я смогу этими мышцами сделать в танце. Улучшается координация, которая в бальных танцах крайне важна, ведь это сложно-координационный вид спорта.

В-третьих, упражнения биомеханики позволяют увеличить силу и стабильность мышц без значительного увеличения их объема. «Перекаченные» мышцы портят визуальное восприятие линий и позиций танцора на паркете, особенно в европейской программе».

СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

1. Миофасциальный релиз (МФР) один из необходимейших инструментов современного танцора. Самомассаж с помощью массажных роллов, мячей и других приспособлений, чтобы быстрее восстанавливать свои мышцы после долгих изнурительных тренировок. На массаж ходить каждый день вряд ли получится. Доступнее иметь в зале ролл и мяч для МФР. Так что, как мы говорим, «раскатываемся» дорогие танцоры.

2. Чтобы обезопасить поясницу, необходимо тренировать мышцы глубокого кора - поперечную и косые. Привычными скручиваниями и другими популярными упражнениями на «пресс» сделать это не получится. Нужно, в первую очередь, сосредоточиться на паттерне дыхания, от которого зависит работа этих мышц, и добавлять специфические упражнения. О них мы много рассказываем на странице проекта «Танцы без боли».

РОЛЬ ТРЕНЕРА

Огромная ответственность ложится на плечи тренера. Он должен постоянно развиваться. И один из критериев его профессионализма - знание основ анатомии и биомеханики на хорошем уровне.

Невозможно качественно тренировать человека, не понимая, как и чем создается движение. Порой попытки объяснить ученику правильность выполнения фигуры, основываясь только на ощущениях, не приводят к результату. Нужно понимать и объяснять, какие суставы участвуют, какие мышцы напрягаются и работают в каждом движении. Тогда тренировочный процесс для танцора станет более понятным и менее травмоопасным. Понимая законы биомеханики движения, тренер сможет легче обучить танцора хорошей технике исполнения танцевальных фигур. Танцор будет двигаться эргономичнее, тратить меньше энергии на выполнения движений и в конечном итоге достигнет вершин исполнительского мастерства.
Таким образом, биомеханика не только готовит спортсменов к нагрузкам, но и помогает восстановиться после травмы, которая должна быть правильно пролечена и проработана. Только в этом случае танцор сможет продолжить тренировочный процесс и выступать на турнирах без рецидивов.
Танцуйте и будьте здоровы.

Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

15.02.2025 - 16.02.2025
8.03.2025 - 9.03.2025
29.03.2025 - 29.03.2025

Все для танцев