Два часа на одном дыхании: в Москве прошла премьера спектакля «Дыхание памяти»

Автор
dance.ru
18971
0
18971
17:59 от 26.09.2022
Автор: dance.ru

22 сентября в Театре танца Аллы Духовой Todes состоялась премьера танцевально-драматического спектакля «Дыхание памяти». В его основе лежит рассказ Ивана Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи». Это пронзительная история о любви, над которой не властны ни время, ни судьба, ни даже смерть.

Главная героиня – женщина трагической судьбы. На ее долю выпали испытания войной, лишениями, эмиграцией и тотальное одиночество. И единственное, что помогало ей жить все это время, – трепетное чувство первой любви, спрятанное глубоко в душе. И раз за разом она возвращается к одновременно спасительному и горькому воспоминанию о холодном осеннем вечере, когда видела своего возлюбленного в последний раз, перед его отъездом на фронт.



Перенося на сцену рассказ, написанный в прошлом веке, режиссер Родион Барышев ставил перед собой задачу не только проанализировать и прочувствовать прошлое, но и пробросить ниточки параллелей в настоящее.

- Бунин описывает ту эпоху, в которой я не жил, а мне бы так хотелось к ней приблизиться, попробовать понять. Он писал очень просто, да и рассказ, который лежит в основе нашей постановки, всего 3 страницы. Просто удивительно, как в этот небольшой объем текста автор уместил такого масштаба переживания и эмоции. Сегодня мы живем в новостном мире, и в этом потоке информации потеряли чувственное восприятие. Своим спектаклем мы бы хотели напомнить зрителю об истинных невероятной силы и масштаба чувствах, - говорит Родион Барышев. - Мне кажется, Россия - это уникальная страна с таким историческим маховиком, где, даже если ты хочешь поговорить совсем на другую тему, все равно резонирует главное, то, что наболело, то, чем мы живем и дышим. А это значит, мы правильно делаем, что играем этот спектакль. Мы не стремились попасть в повестку дня. Задача была скромная: прикоснуться к этим клавишам, может быть сыграть 2 аккорда…а получилось вот такое попадание.

«Дыхание памяти» - сложный многокомпонентный спектакль. Драматическая игра актеров (Нелли Уварова, Энжи Таратута) органично переплетается с современными танцевальными перфомансами в исполнении мировых звезд бального танца: Дениса Тагинцева, Анны Мельниковой, Руслана Хисамутдинова, Эльдара Джафарова, Анны Сажиной, Федора Полянского, Дины Ахметгареевой и Анастасии Клокотовой. И хореография здесь не становится дополнением или своего рода декором повествования, движение и пластика - такие же полноценные рассказчики наряду с монологами, световым и звуковым оформлением. Таким образом, перед зрителем не просто разыгрывается история, со сцены на него выплескивается полифония вербальных, визуальных, динамических, танцевальных образов, чтобы помочь еще ярче прочувствовать всю гамму и глубину переживаний героев.

- Изначально мы собрались не просто как представители своих профессий (актеры, режиссер, постановщики, танцоры), а как люди, способные генерировать идеи, создавать что-то новое. И постепенно весь этот пазл сошелся. Это настоящее творчество, которое рождалось процессом, и мы им наслаждались. Когда Родион нас собрал, у нас была отправная точка, но не было финальной, того идеала, к которому мы идем. Наша задача состояла с том, чтобы каждую идею облечь в точную и понятную форму: движением, вздохом, взглядом, голосом. Кстати, идея ввести в действие Память, как отдельного героя, появилась только спустя 2-3 месяца после начала репетиций, - рассказывает танцовщица Анна Сажина.

Еще одно пространство, в котором разворачивается действие спектакля, – кулисы, состоящие из огромных LED-экранов. На них идут настоящие кадры исторической хроники, заранее отснятое видео с участием артистов спектакля, а также крупные планы происходящего на сцене.

- Память - это уникальная способность мозга. Она очень кинематографична, у нее такая кино-эстетика, свой кино-язык. Можно сказать, что память снимает рентген с времени. А как это показать? Мы пробовали разные варианты, и, чтобы этот рентген был понятен зрителю, придумали показывать такое кино на экранах. Я верю, что память – это что-то очень человечное, и мне хотелось дать ей человеческое лицо. А когда я встретил Энжи, у меня все это как-то собралось в единую картину, - объясняет Родион Барышев.

Первая сцена, которую видит зритель, – своеобразный туманный омут памяти, в котором медленно появляются и исчезают люди, пока на сцене не остается главная героиня один на один со своей молчаливой и жесткой (если не сказать жестокой) Памятью. Она беспощадно правит в своем диджитал-пространстве, резко сменяя страшные хроникальные кадры натуралистичными крупными планами онлайн-съемки, превращая действие то ли в реалити-шоу, то ли в настоящий триллер с привкусом хоррор муви.



- Когда мы с Родионом обсуждали моего персонажа, то пришли к тому, что надо делать 2 слоя памяти: краткосрочную и долгосрочную. И те футажи кино (съемки, которые были сделаны заранее) - это как раз долгосрочная память, наши воспоминания, оформленные в фильм. Когда мы вспоминаем свое прошлое лето, то чем дальше уходим от этих воспоминаний, тем они становятся менее разрозненными, больше похожими на клип. Все эти футажи – такой долгосрочный пласт, что-то, что произошло уже давно, и у человека было время эти воспоминания как-то обработать и превратить у себя в голове в подобие кино в своем жанре, цвете, монтаже. Камера, которая снимает в режиме реального времени, – краткосрочная память. Это детали, которые ты выхватываешь в моменте, такое реалити-шоу. А все вместе – это кусочки, наполняющие ведро, в которое ныряет героиня, - комментирует исполнительница роли Памяти Энжи Таратута.

И все эти приемы действительно сработали. Чувствовалось, как с ростом драматизма на сцене, нарастало напряжение в зале и не отпускало до самого конца. Не смотря на то, что спектакль заставляет переживать очень сильные тревожные и печальные эмоции, думаю, каждый зритель вышел из зала с зарядом теплых светлых чувств и глубокой эмпатии, которых всем нам так не хватает в окружающей действительности.

- Сегодня был восхитительный зритель, очень тепло принимал, и мы видим, что спектакль попал в точку, химический обмен произошел. Мы отдали зрителю всю душу, и волна энергии в двойном-тройном размере вернулась к нам обратно. Это, конечно, высокая похвала для нас, - поделилась впечатлениями Анна Сажина.

- Я никогда не испытываю какого-то особого удовлетворения после премьеры. Я испытываю удовольствие от процесса: от репетиций, от постоянных изменений. Я один из тех режиссеров, которые постоянно что-то меняют. Мне нравится постоянно находить этот пульс, потому что в жизни так мало этих живых моментов. Жить каждый раз надо заново и вдолгую. После каждого спектакля я понимаю, что мне надо все начинать сначала, нужно заново включить нюх и слух, чтобы нащупать новую тему для разговора со зрителем, - говорит Родион Барышев.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Все для танцев