«Джокер: безумие на двоих»: ожидание vs. реальность

Автор
dance.ru
8191
0
8191
14:00 от 28.10.2024
Автор: Юлия Винар

Недавно состоялась мировая премьера одного из самых ожидаемых фильмов года — «Джокер: безумие на двоих» (реж. Тодд Филлипс, США, 2024 г.). Помимо того, что эта лента является сиквелом нашумевшего «Джокера», снятого тем же режиссером в 2019 году, она собрала интересный звездный дуэт для исполнения главных ролей — Леди Гагу и получившего за оригинальный фильм премии «Оскар» и «Золотой глобус» Хоакина Феникса. Но наше особое внимание привлек тот факт, что картина заявлена, как мюзикл — весьма необычный выбор для сюжета о сумасшедшем социопате.

И сегодня мы попробуем разобраться насколько «Джокер: безумие на двоих» соответствует излюбленному нами жанру. Осторожно, дальнейший текст содержит СПОЙЛЕРЫ.


Артур Флек, он же Джокер, после событий первого фильма оказался в заключении в государственной психиатрической лечебнице Аркхэм — с этой точки и начинается новая «серия». Социальная драма превращается в судебную, ведь Джокера ждет сенсационное для Готэма судебное разбирательство. Однако любое продолжение требует, в первую очередь, развития персонажа, изменения его арки (Трансформация или внутреннее путешествие персонажа на протяжении истории – прим. редакции) и в этой связи тяжело назвать ленту сиквелом «Джокера». Справедливее было бы сказать, что это своеобразный спин-офф оригинальной истории, так как существенную часть экранного времени нового фильма создатели тратят на пересказ первоисточника в многочисленных интервью и допросах, в то время как новых событий и ракурсов в истории ощутимо не хватает. Забегая вперед, хотелось бы отметить, что прямое цитирование, а порой даже намеки на атмосферу исходного произведения, становятся одними из самых удачных моментов в новом фильме.

Успех «Джокера» во многом заключался в нетривиальном решении снимать историю о главном злодее комиксов о Бэтмене без самого протагониста. Возможно, Филиппс вдохновился на такой шаг гениальным образом Джокера, созданным Хитом Леджером в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана (США, 2008 г.). Актеру удалось переместить своего персонажа из разряда второстепенных в центр всей истории и, тем самым, привлечь внимание кинематографистов к возможности персонализировать этого героя.

Но первый «Джокер» Филлипса исчерпывающе «вскрыл» социапатическую сущность и внутреннюю трагедию одноименного действующего лица. Сиквел требовал новых «вводных» и новых героев. По-видимому, Бэтмен увел бы повествование в нежеланную историю противостояния, поэтому фильму решили придать мелодраматичности для раскрытия другой стороны Джокера. Именно с этой целью в фильме появляется его возлюбленная Харлин «Ли» Квинзел (Леди Гага). Драматический поворот дает возможность увидеть сложность беспокойного ума Артура и исследовать глубины его характера.

Для придания особой эмоциональной глубины необычной истории любви Харли и Джокера Филиппс решил обратиться к средствам мюзикла. С песни начинается их знакомство, и песня в итоге превращается для них в уникальный безумный язык любви. Грани между вымыслом и реальностью в их сумасшедших головах размыты, поэтому весьма оправданы внезапные переходы к музыке и танцу, присущие условной природе мюзикла.

Однако смелое экспериментальное решение требовало более тщательной проработки материала в соответствии к заявленному жанру. Даже легкие классические мюзиклы 30-х гг. качественно отличались от просто музыкальных фильмов своей особой структурой построения. Одних песен и танцев недостаточно для создания непосредственно мюзикла — его «формула» требует равного участия и переплетения, как минимум трех компонентов: музыки, хореографии и сюжета. Другими словами, обязательным условием создания произведения в этом киножанре является драматургическая сплоченность всех вышеперечисленных элементов, иначе они выполняют только функции эффектных «вставок» в повествование и не способны нести значимую роль для развития сюжета или персонажей.

Некоторые танцевальные и музыкальные сцены в фильме демонстрируют фантастическую вселенную, созданную воображением главных героев, в которых и рождается их союз. Эти сцены не несут информационной нагрузки, но дают более полное представление о внутреннем мире героев. В одном из интервью режиссер отметил, что «Флек поет, когда ему не хватает слов». Такое утверждение действительно справедливо к жанру киномюзикла. Но иногда создается впечатление, что герои поют не ради сюжета или создания образности, а для того, чтоб оттянуть на себя часть экранного времени. Кстати, весьма внушительного — продолжительность ленты 138 минут. Из-за отсутствия существенного сюжета и затянутого хронометража даже удачные номера не могут поддерживать динамику фильма.

Актер мюзикла — сложная профессия, требующая от актера в равной мере достойной драматической игры, владения вокалом и хореографией. Актерская игра ожидаемо на высоте и, благодаря творчеству Леди Гаги, музыкальный аспект драмы тоже проработан качественно. Из этих трех компонентов, увы, самой большой проблемой оказалось отсутствие профессиональных танцевальных навыков у Хоакина Феникса и Леди Гаги. Можно возразить, что история не требует хореографической элегантности и точности исполнения движений. Но все же существует большая разница между тем, когда в безукоризненном исполнении используется уместная, пусть и нарочно «угловатая» хореография и тем, когда актеры не владеют пластикой тела. Особенно это заметно в парном эпизоде с отсылкой к танцу Сид Чаррис и Фреда Астера из фильма «Театральный фургон».


Кстати, в клинике Аркхэм именно этот фильм демонстрируют пациентам, и во время просмотра Харли устраивает поджог, в результате чего состоялось первое импровизированное свидание Харли и Артура.

Поэтому назвать фильм мюзиклом в классическом его понимании невозможно. И дело не в том, что перед нами не развлекательная история — мюзикл уже давно доказал свою возможность говорить на острые и серьезные темы. Но даже сложные пессимистические киномюзиклы придерживаются его классической формулы. Например, «Танцующая в темноте» (реж. Ларс Фон Триер, Дания, Швеция, США, Аргентина, Великобритания, Германия, Исландия, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, 2000 г.).

На наш взгляд, главная проблема состоит в том, что фильм будто сам «не решил», каким он хочет быть. Ведь главная цель коммерческого мейнстримового кино, коим и является новый фильм Филиппса — определить свою целевую аудиторию и удовлетворить ее запрос. Но помимо вышеперечисленных проблем мюзикла, для судебной драмы здесь недостаточно остроты юридических процессов и дебатов, для социальной драмы слишком мало взаимодействий, а для экзестенциальной — слишком много уже проработанных повторов из прошлой истории.

Поэтому можно идентифицировать картину «Джокер: безумие на двоих» как мрачную историю о вымышленной любви двух неприкаянных людей. Ведь этот фильм больше не о Джокере, он про Артура Флека. Но, как выясняется, Харли не любит Флека, она любит Джокера и их общий театрализованный мир фантазий. Неслучайно кульминацией этого сюжета становится сцена на лестнице, той самой, на которой в первой части Джокер исполнил свой действительно выдающийся танец — танец (единственный в прошлом произведении) без лишних слов действительно красноречиво продемонстрировавший отчаяние и безумство главного героя.


Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

21.12.2024 - 22.12.2024
8.03.2025 - 9.03.2025

Все для танцев