Кино и балет Олега Ивенко

Автор
dance.ru
14808
0
14808
11:30 от 18.03.2024
Автор: Оксана Алексеева

21 марта в концертном зале Crocus City Hall состоится московская премьера балета-триллера «Личности Миллигана»*. Сюжет постановки основан на реальной истории человека, у которого выявили более 20 «личностей»**.

В преддверии премьеры исполнитель главной партии, также известный зрителям по роли Рудольфа Нуреева в киноленте «Нуреев. Белый ворон», звезда мирового балета Олег Ивенко рассказал Оксане Алексеевой о том, как в его жизни переплетаются кино и балет, что он больше всего ценит в творчестве, и как изобретает новые жанры.

ИДЕЯ ВОЗНИКЛА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

В 2020 году, когда все мы были на самоизоляции, заперты в своих квартирах и домах, и могли только ждать, когда же это все закончится, я понял, что не надо ничего ждать. Надо создавать спектакль.
Моя команда, артисты казанского Театра оперы и балета им. М. Джалиля, одобрила идею. И мы обратились к нескольким российским хореографам и танцовщикам, у которых был опыт постановки или участия в современном балете, с предложением придумать интересный сюжет для спектакля.

ОЛЕГ ГАБЫШЕВ ПРЕДЛОЖИЛ «БИЛЛИ МИЛЛИГАНА»

Меня очень зацепила история Билли Миллигана, которую рассказал танцовщик Олег Габышев (заслуженный артист России, лауреат премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит» - ред.). Это было именно то, что мы искали. И мы пригласили Олега в качестве хореографа. Он же написал либретто.

Наш балет не случайно называется «Личности Миллигана». Это история реального человека, американца Уильяма Миллигана, у которого было редкое психическое расстройство – множественные личности – он ощущал внутри себя более 20 личностей разного возраста, пола, интеллекта. Это состояние развивалось у него постепенно, в его подсознание добавлялась одна личность, затем – вторая, потом – третья и так далее, каждая из них как бы «защищала» его от опасных ситуаций, от столкновения с реальностью.


ВЫЙТИ ЗА РАМКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Олег Габышев, солист театра Эйфмана, работает в стилистке своего учителя, мэтра Бориса Яковлевича Эйфмана, совершенствуясь в этом направлении, Олег создает очень интересные апгрейды. Для меня это была прекрасная возможность прикоснуться к современной хореографии.

Балетная жизнь коротка, а хочется успеть оттанцевать все – классическое и современное – все, что только позволяет твое тело.
В начале работы с Олегом мы поняли, что это будет двухактный балет. И что для такой истории надо привлекать разных артистов.

ГОТОВНОСТЬ К ЭКСПЕРИМЕНТУ

В итоге в спектакле участвуют танцовщики нашего казанского театра и Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Артисты этого театра, не боящиеся экспериментов, имеющие большой опыт работы с современными хореографами, украсили наш спектакль.
Соединение двух стилей (все равно у каждого театра свой стиль) создало определенный уровень.

У нашей труппы, на мой взгляд, очень хороший уровень. Многие наши артисты являются лауреатами международных конкурсов. Столичные театры, конечно, имеют больше возможностей, и бренд театра влияет, но при этом артист может не всегда соответствовать уровню бренда.
Преимущество региональных танцовщиков в том, что они постоянно развиваются, чтобы быть конкурентоспособными. Сегодня уровень балета вырос, и уже не так важно, откуда хороший танцовщик, столичный он или нет.

Во всяком случае, когда в конце 2023-го мы вышли на сцену с «Миллиганом», мы уже слились воедино, все артисты жили этой историей, получился полноценный спектакль. За год совместной работы мы очень хорошо «прокачались».



ТРИЛЛЕР О ЛЮБВИ И БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ

В какой-то момент у меня возникли сомнения. Первый проект, который я, артист балета, начал сам создавать… И такая непростая тема… Не про любовь, прекрасную или трагическую, не про красивого героя, что традиционно для балета. А про душевно больного человека, у которого внутри много личностей, манипулирующих им как марионеткой. На том этапе и некоторые люди начали отговаривать, что, мол, история сложная для восприятия. Но меня очень поддержали и вдохновили Сергей Полунин, Диана Вишнёва, Светлана Захарова, сказали, чтобы не останавливался, продолжал! И я понял, что надо двигаться.

И еще один фактор, почему я решил создать такой спектакль: это очень поучительная история. Прежде всего, для родителей. Буду рад, если после спектакля они задумаются о том, как важно ценить каждый момент с ребенком, как важно относиться к нему бережно, думать о том, что ты в него закладываешь с раннего детства. Не допускать, чтобы внутри него появлялись «миллиганы», монстры.

ПОГРУЖЕНИЕ В МИР МИЛЛИГАНА

Играть этого персонажа очень интересно. Впервые в полной мере я испытал это чувство – насколько может быть интересно вживаться в образ другого человека – во время съемок фильма «Нуреев. Белый ворон». Миллиган тоже потребовал погружения и большой внутренней работы.

Во время подготовки спектакля я даже посещал психиатрическую клинику, общался с психиатром, спрашивал про особенности людей с таким расстройством. Мне было необходимо лично их увидеть. Даже при совсем коротком общении стало понятно, насколько им тяжело. И с психологической точки зрения мне важно было понять, как и когда такое происходит с личностью, все же идет из детства.

Надо сказать, что после этого посещения у меня даже поменялись приоритеты. Стало очевидно то, что мы в большинстве случаев называем проблемами, из-за чего зачастую мучаемся, на самом деле, просто «прыщики», с которыми надо быстро справиться. Те встречи мне помогают каждый раз перед выходом на сцену, когда я дорисовываю образ Миллигана, создаю визуализации.



КИНОБАЛЕТ – НОВЫЙ ЖАНР?

«Миллиган» – неоклассический балет, соединение современной хореографии и пуантной техники. Но я определил его жанр, как кинобалет. И декорации нашего спектакля создают эффект киноэкрана: на сцене прямоугольная рама – экран, и получается, что все действие происходит «на экране». (Сценограф спектакля – Елисей Шепелев, художник по свету – Владимир Коваленко - ред.).

Жанр «кинобалет» является моей придумкой, но и балетов-триллеров я могу вспомнить немного, только один – Натальи Осиповой «Мать». Это одноактный балет о том, как мать потеряла ребенка, достаточно натуралистичный, на сцене кровь, и все такое. У нас тоже немножко хоррор, но не до такой степени.
(драма «The Mother», поставленная по сказке Г.-Х. Андерсена хореографом Артуром Питой, – проект примы лондонского Королевского балета Натальи Осиповой — ред.)

КИНОМУЗЫКА ДЛЯ СПЕКТАКЛЯ

В самом начале я понял, что для нашего проекта нужна именно киномузыка. Это была непростая задача. Мы решили обратиться к композиторам, которые работают в киноиндустрии. Первый, кому отправили предложение, был Ханс Циммер. И Ханс нам не отказал! Он ответил, что сможет взяться за работу над проектом, но не раньше 2025 года. Я очень рад и очень благодарен, что Циммер откликнулся. Он большая величина. (Ханс Циммер – кинокомпозитор, обладатель премии «Оскар» за музыку к мультфильму «Король Лев». Автор музыки к фильмам: «Человек дождя», «Миссия невыполнима 2», «Гладиатор», «Перл-Харбор», «Мадагаскар» и др.; саундтреков «Пираты Карибского моря» – ред.).

Но мне показалось, что для проекта будет плохо так долго ждать, и мы стали искать других авторов. Свой вариант нам предложил и известный татарский композитор Эльмир Низамов. То, что он написал понравилось, это было очень близко к нашим ожиданиям. Выбор пал на Эльмира, и он создал кинобалетную историю, музыку, которая никого не оставляет равнодушным.

К постановке музыка была записана симфоническим оркестром Театра им. М. Джалиля, дирижер – Ренат Салаватов. Сейчас мы исполняем «Миллигана» только под запись. Это вопрос финансов, скоро, надеюсь, мы будем выступать с оркестром. Под запись танцевать технически проще, но с оркестром, конечно, интереснее.



СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЕ

Сначала мы представили в Казани на фестивале #StagePlatforma только первый акт спектакля «Личности Миллигана», нам было интересно посмотреть, проверить реакцию зрителя. Мы получили заинтересованные отзывы и в ноябре 2023 года на той же сцене показали спектакль целиком.

Фестиваль современного балета #StagePlatforma проводится с 2018 года, я его придумал и шаг за шагом организовал, потому что в Казани не было современной хореографии, и мне хотелось восполнить этот пробел.

Надо сказать, что я очень ценю ту свободу творчества, которую предоставляет руководство нашего театра. Где еще такое возможно, чтобы артист балета мог поставить спектакль, чтобы его отпускали на съемки, разрешили организовать свой фестиваль. Меня не раз приглашали в другие ведущие театры и у нас, и в Европе, несколько раз я почти уходил. Но не ушел. Я понимал, что там у меня будет только роль танцовщика: танцуй, и все. А мне этого как бы мало. Я сразу загадываю наперед. Мне интересно не только танцевать, но и создавать, придумывать, продюсером выступать.

КИНО НЕ ОТПУСКАЕТ

После фильма «Нуреев. Белый ворон» у меня появилась некая уверенность в том, что можно свернуть горы, и, когда ты в это веришь, ты действительно можешь это сделать. Шаг за шагом я выстраивал эту уверенность в себе и дарил ее команде «Миллигана», чтобы они поверили тоже. Кстати, если бы не было «Белого ворона», возможно, не появился бы и «Миллиган».

Моя работа в кино продолжается, чему я рад, правда не так активно, как у киношников. Мне надо подстраивать время и графики, чтобы было без ущерба для репертуара театра.

В этом году в прокат выходит новый фильм «Джойка» (режиссер Джеймс Напье, США, Новая Зеландия), у меня там главная мужская роль. Фильм про Джой Уомак, американскую балерину, которая стала артисткой российского балета. Я лично с ней несколько раз танцевал, и вот снялся в фильме про нее. Это история о том, как Джой училась в московском училище, и как ей здесь было непросто. Я играл с такими талантливыми актрисами, как Дайан Крюгер и Талия Райдер, это был большой и прекрасный опыт для меня.

(Американка Джой Уомак окончила Московскую государственную академию хореографии в 2012, была принята в балетную труппу Большого театра, работала в «Кремлевском балете», с 2018-го — ведущая солистка южнокорейского «Юнивёрсал-балет» - ред.)

В ПЛАНАХ – ТЕСЛА

Сейчас мы в казанском Театре оперы и балета им. М. Джалиля начали работу над новым спектаклем. Ставим балет про Николу Тесла – физика, инженера, работавшего с переменным током. Он был яркой личностью, в его жизни были интересные периоды и события, которые хочется интерпретировать в хореографическую историю. Да, мы берем нетривиальные темы.

*«Множественные умы Билли Миллигана или Таинственная история Билли Миллигана» (англ. The Minds of Billy Milligan) – документальный роман Дэниела Киза, рассказывающий историю Билли Миллигана, первого человека в истории США, который признан невиновным в совершении преступления по причине диссоциативного расстройства личности.

**Диссоциативное расстройство идентичности или расстройство множественной личности; иногда в широкой культуре упоминается как раздвоение личности – психическое расстройство, при котором идентичность человека не является целой и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей. Идентичность может быть разделена на две и более части. При этом в определенные моменты в человеке происходит «переключение» – одна часть идентичности сменяет другую.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

22.06.2024 - 23.06.2024

Все для танцев