Оценить за 15 секунд: рассказываем о критериях судейства

Автор
dance.ru
10920
0
10920
10:00 от 10.10.2024
Автор: dance.ru

Начался сезон активных турниров, и практически каждые выходные всех нас ждут привычные и новые площадки проведения мероприятий, неповторимая атмосфера каждого турнира, подготовка образов с самого раннего утра, невероятные эмоции, горячая конкурентная борьба, ожидания, надежды и, конечно же, долгожданные результаты, которые распределят танцоров по местам в своих категориях.

Танцоры могут станцевать свой лучший танец, но оценка оставит желать лучшего. Сегодня разбираемся, какими глазами смотрят на пары судьи турниров: как заметить пару, как выделить на паркете, как оценить, в особенности, за очень короткое время.

Вопросы выше мы задали 6 арбитрам – настоящим профессионалам своего дела, чтобы узнать на что именно они обращают внимание во время судейства, услышать их авторитетные мнения и личные впечатления во время оценки танца участников турниров Pro Am.

АННА САЖИНА, чемпионка Европы и мира по 10-ти танцам среди профессионалов, чемпионка мира в европейской шоу-программе среди профессионалов, заслуженный мастер спорта международного класса



Судейство, и особенно оценивание пары за короткое время — спорный вопрос «всех времен» в бальных танцах. Я считаю, что, конечно, все зависит от мастерства эксперта, который судит.

За весь путь, будучи действующим танцором, затем тренером, воспитавшим своих учеников, такой человек получает свой опыт по крупицам, и каждая капля и зернышко этого опыта помогают в дальнейшем. Насмотренность, полученные знания и протанцованные им километры шагов, своих и с учениками, дают скорость распознавания качества танца и техники на паркете.

Все это складывается в единый образ, где ты видишь общий уровень координации и искусство презентации, видишь, как чувствует себя пара в пространстве.
И это не зависит от того направления, которое ты в данный момент оцениваешь - будь то латина, стандарт, american smooth или даже, скажем, контемп. Во всем есть свои особенности, но чем выше твой уровень как специалиста, тем быстрее и глубже ты можешь их распознать.

Поэтому, я думаю, так много внимания, сил (и финансов!) организаторами событий уделяется формированию достойной судейской коллегии. Это очень важно для нашего дела, так как участники хотят быть оцененными справедливо, но поскольку слово «справедливо» здесь можно взять в кавычки, то играет роль уровень доверия к приглашенным экспертам, признания их титулов, регалий, признания уровня мастерства. Участники всегда хотят быть выше и успешнее, профессионалы-судьи хотят быть суровее и справедливее.

И от количества станцованных турниров пары тоже получают свой опыт, свои оценки на каждом выступлении, имеют возможность улучшать себя каждый раз по новому критерию. Это позволяет показывать, презентовать себя в дальнейшем еще лучше, интересом идя в новое соревнование.

АНАСТАСИЯ КИСЕЛЕВА, вице-чемпионка России по профессионалам, чемпионка России по шоу профессионалы, финалистка чемпионата Европы WDC Pro, финалистка Блекпульского фестиваля WDC Pro



Для меня очень важен внешний вид. Важно всё, что создает первое впечатление: подходящее платья, ровно нанесенный автозагар, даже вплоть до «хвостиков» у ремешков туфель, которые должны быть обрезаны до нужного размера. Безусловно, я буду смотреть, как танцоры себя презентуют, как двигаются, уверенно ли находятся в балансе и танцуют ли в музыку. Как взаимодействуют партнер и партнерша, какие эмоции выдают, насколько эти эмоции уместны и органичны.

И не важно, сколько пар на паркете в туре, 2 или 12 - всегда идет сравнение: кто же лучше именно здесь, в этом танце, в эту минуту? И я не знаю, показывают ли они свой лучший танец прямо сейчас или нет, я сравниваю их между собой.

Перефразирую старую поговорку: «Встречают по одежке, провожают по тому, как вы умеете двигаться на паркете, по танцевальному уму».

МАРИЯ КРЫЛОВА, руководитель танцевального клуба, судья всероссийской категории и категории WDSF, чемпионка Латвии среди профессионалов



В бальных танцах собрано очень многое: спортивная составляющая, где нужна динамика, хорошая физическая форма и специальная подготовка; искусство выражать себя, и музыка, в рамках которой мы себя выражаем.

И критериев оценки танцоров много!

Техника исполнения, движения в музыке, партнерские навыки, хореография, презентация. Но если углубляться, то каждый этот пункт имеет еще подпункты. Так, например, техника исполнения имеет еще 12 подпунктов в каждой программе. Поэтому, чтобы в этом разбираться, нужно хорошо понимать, что мы оцениваем. И в первую очередь это те моменты, которые характерны, приоритетны в каждой программе: в европейской - совместное непрерывное движение; в латиноамериканской - вытанцовывание ритма.
Но также есть 4 одинаково важных критерия, по которым легко оценить танцоров. Это позиция - положение тела двух танцоров на месте и в движении; форма - это собственный и создаваемый в паре объем; характер движения; и музыка, а именно ее использование.

Не просто так первым пунктом я называю именно положение тела. Глядя на положение тела, мы делаем вывод, грамотно ли человек пользуется техникой исполнения.
Форма же имеет непосредственное отношение к положению тела, и это то, что мы видим сразу глазами, то, что легко оценить.

Мне кажется, с музыкой все понятно: музыкально грамотные танцоры очень выделяются на паркете.

Конечно, внешняя гармоничность пары, созданные костюмы, образы влияют на восприятие! Поэтому, если на паркете пары примерно одного уровня, выделяться нужно также и аккуратностью внешнего вида, уместными и подходящими аксессуарами и даже своим поведением около паркета (в ожидании выхода, и уходя с площадки).

МИХАИЛ БОРГОЛЫШКИНСКИЙ, танцор международного класса по спортивным бальным танцам, призер и победитель чемпионатов Кубка ЦФО, многократный победитель Кубка мэра города Ярославля, финалист чемпионата Европы по латиноамериканскому секвею среди профессионалов, член президиума и официальный наблюдатель по Pro Am МАСКТ.



Для меня бальные танцы — это эстетика, гармония, красота. Соответственно, когда я оцениваю танцоров и пары, я обращаю внимание на внешний вид, на аккуратность макияжа и костюмы. Платье партнерши должно ей подходить, а костюмы пары сочетаться. Наш вид спорта – визуальный. Кроме того, внешний вид очень связан с личной энергетикой!

Когда человек позитивный, когда он делает все движения искренне, когда глаза горят, на танец приятно смотреть окружающим. Это второй момент, на который я обращаю внимание. Третье, если мы говорим о паре, это то, что в паре действительно важна гармония и то, как партнеры взаимодействуют с друг с другом, как они взаимодействуют со зрителем, насколько они уверены в этих действиях.

И абсолютно мне не нравится, об этом тоже скажу, когда профессиональные партнеры (на Pro Am турнирах) самостоятельно танцуют достаточно сильно и хорошо, при этом шокируя и «выбивая» свою студентку из энергетической парности. Они сами красуются, они сами танцуют, но абсолютно не презентуют и не выставляют в лучшем свете свою ученицу. Это сразу бросается в глаза; и более всего это заметно у молодых танцоров, которые в этой системе недавно.

В целом бальный танец - это достаточно субъективно, я высказываю абсолютно только свое мнение, на что обращаю внимание именно я, в силу того, что я сам бываю и по ту, и по другую стороны паркета.

ИВАН КРЫЛОВ, 5-кратный чемпион России по европейскому секвею, двукратный чемпион России по 10 танцам, чемпион мира и Европы по европейскому секвею.



На паркете каждый момент имеет значение. И для меня один из ключевых факторов — это осознанность и фокус. Когда танцор выходит на паркет, всё внимание сосредоточено на том, как он взаимодействует с партнёром, как чувствует пространство, зрителя и как он демонстрирует осознание каждого движения.

Это умение быть в моменте, удерживать контроль над каждой деталью.

Танцор, который присутствует в моменте на 100%, становится видимым для всех. Если вы знаете, что делаете и почему - вас не смогут игнорировать. Это всегда заметно.
Во-вторых, координация движения. Конечно, это идет от поставленной техники и от умения “договариваться” со своим телом.

Хорошо координированные люди сразу заметны на паркете: они не пытаются создать просто стремительное или активное движение, а пытаются сделать движение правильным и, как результат, создать заполненный и запоминающийся танец.

ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВ, судья высшей категории, тренер ТСК «Диамант» в латиноамериканской программе бальных танцев, тренер чемпионов России по профессионалам Колпащикова К. - Ремизовой Ю. и серебряных призеров чемпионата Европы Гусева А.



Для меня очень важен характер танца, который выражается через ритмический рисунок. Выступление на паркете как выступление на сцене: ваш танец не может быть чем-то просто механическим под играющую фоном музыку.

Кроме того, добавляем важность красоты линий, состояние танцоров, взаимодействие в паре. И главное, снова ритм! И не просто ритм, а соответствующий каждому танцу.
Удерживать взгляд на конкретной паре у меня нет права, я не зритель, а судья. Мне нужно отсмотреть и сравнить пары. Взгляд судьи - это больше про мою собственную внутреннюю дисциплину. Если речь о том, на что бы «залип» я сам, наверно, на сюжет, на историю в танце, которая заставит меня прожить эмоции.

Я всегда ориентируюсь на одну простую формулу: то, что я слышу в музыке, я должен видеть в телах пар, и если это совпадает - бинго! Хотелось бы такие вещи снова возвращать «в тренды», и направлять фокус внимания танцоров в этом направлении.

Надеемся, что статья была для вас полезной. От всей нашей редакции желаем всем танцорам своих собственных результатов, удовольствия от присутствия в танцах и незабываемых минут на паркете!

Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

21.12.2024 - 22.12.2024
8.03.2025 - 9.03.2025

Все для танцев