Постановка спектакля — это сложный творческий процесс: интервью с художественным руководителем Национального русского балета «Возрождение» Валерием Анучиным

Автор
dance.ru
60974
0
60974
14:00 от 19.09.2023
Автор: dance.ru

Новый сезон в театре «Маска» откроется показом мультимедийного шоу «Лебединое озеро» в исполнении балета «Возрождение». Это будет оригинальное прочтение классического произведения. Сегодня Национальный русский балет «Возрождение» - один из ведущих коллективов Москвы, хореографической особенностью которого является сочетание культуры классического, современного и русского народного танца. В художественном оформлении спектаклей этого балета используются современные технологии: 3D - анимация, графическая голограмма, световые и звуковые эффекты, технологичные сценические конструкции.

В преддверии показа «Лебединого озера» в «Маске» редакция портала dance.ru поговорила с автором сценической версии, балетмейстером Валерием Анучиным о том, что его вдохновляет на постановки и что важнее, танец или визуализация, в чем заключается новое прочтение «Лебединого озера» и о многом другом.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РЕПЕТИЦИИ - САМЫЙ ВАЖНЫЙ

Любой спектакль — это как живой организм, когда он поставлен и выпущен. И, как у нас говорят, спектакль должен настояться, а артисты — вжиться в свою роль на сцене. Потому что невозможно почувствовать всю мощь постановки только на репетициях. Бывает так, что один фрагмент спектакля я переставляю после премьеры, иногда даже по несколько раз, пока не найду правильную форму.

Постановка спектакля — это сложный творческий процесс, который включает в себя выбор источника материала, адаптацию либретто, создание режиссерской концепции, подбор или написание музыки, работу с художниками по костюмам и декорациям, разработку световой партитуры, покадровую разработку. Только после этого ты приступаешь непосредственно к самой постановке. Первый день репетиции самый важный: ты рассказываешь артистам, о чем будет спектакль, распределяешь роли, показываешь эскизы костюмов и декораций.

СЕГОДНЯ СИНТЕЗ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ - ОДНА ИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА

Бесспорно, балет – высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического спектакля. На сегодняшний день существует множество танцевальных направлений, которые отличаются между собой ритмом, темпом, пластикой, и артист балета должен уметь танцевать в спектаклях разных стилевых направлений. Тогда и в постановках можно будет использовать абсолютно разные стили. Так я и сделал в балетном спектакле «Последнее русское танго в Париже», использовав элементы танго из европейской программы бальных танцев и аргентинского, уличного боя и народного танца. Все это придало неповторимый шарм спектаклю.

В балете «Аллегория любви» я использовал весь набор танцевальных направлений: от классического танца до современной хореографии с визуальными эффектами. В «Лебедином озере» - классический и характерный танец, что позволило усилить танцевальные номера.


Спектакль «Лебединое озеро» 

И мне кажется, что идеальный артист балета – тот, который может исполнить все то, что хочет создать балетмейстер.

СЕГОДНЯ ЭТО ВЕРШИНА РУССКОЙ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Я считаю, что современная русская хореография сегодня — это театр балета Бориса Эйфмана. Сегодня это вершина русской современной хореографии.

Прогресс пробирается во все сферы нашей жизни, но, когда дело касается балета, кажется, что время остановилось. Особенно в классическом театре, где сохранены архаичные спектакли XIX века, в которых костюмы и репертуар не менялись десятки лет. Действительно, может показаться, что это то самое искусство, которое не терпит изменений, и, как учили раньше, так учат и сейчас - в лучших традициях классического балета. Но кое-что все же изменилось.

Традиционная форма балета всегда была востребована в искусстве, но в современных условиях он представляется публике в новой, более свободной интерпретации. Раньше режиссер доносил до зрителя мысли, эмоции и настроение постановки с помощью привычных плавных, четких, нежных движений, заменяющих речь. Классический танец строится с помощью широко всем известных фигур, передающих настроение действующих героев. В современном балете способ передачи эмоций определяется художником-постановщиком самостоятельно. Нередко он на 90% состоит из контемпа, когда танцоры заимствуют элементы из других стилей.

Классическая форма балета с каждым днем становится современнее, это видно даже по костюмам артистов, декорациям, которые становятся все более технологичными, свету и т.д.

ЭТО КЛОНДАЙК ДЛЯ ЛЮБЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТАНЦА

Вся хореография вышла из народного танца. Без него не было бы балета и всех других направлений хореографии. Сегодня народный танец в России начинает новый путь, он становится более популярным. Я считаю, что народный танец - это Клондайк (золотоносная река в Канаде – прим. редакции) для любых направлений танца.

ОЧЕНЬ ЦЕНЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ

В моей работе меня вдохновляют книги, музыка, живопись, кино, фотография, вообще любой вид искусства, которое имеет смысловою нагрузку для меня. Очень ценю произведения, в которых художник – создатель-автор ведет тебя за собой и раскрывает свою задумку.

ЯРКИЕ АНИМАЦИОННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЗДАЮТ ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ

В нашей версии балета «Лебединое озеро» сохранена вся классическая история. Это трогательная история о вечной и прекрасной любви, предательстве, добре и зле. И хотя в основе сюжета сохранилась старинная немецкая легенда, эта постановка уникальна последними достижениями анимационной графики. Спектакль начинается с увертюры, которая повествует о том, как чёрный колдун обращает девушек в лебедей посредством объемных 3D- эффектов. На протяжении спектакля зрители попадают в атмосферу глубокой старины, переносясь в разные части замка и следуя по всем его лестницам и залам. И такая уникальная возможность им предоставляется именно в этой постановке. Яркие анимационные трансформации захватывают внимание и создают эффект присутствия и полного погружения в мир балета.

КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ МОДНЫМ

Невозможно сегодня рассматривать классическое искусство в отрыве от современного звучания и инновационных технологий.

Классическое искусство преобладало в течение многих веков и было чрезвычайно популярно в обществе своего времени. Оно многое внесло в развитие литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и балета. Произведения классического искусства зачастую запечатлевают империи, исторические события и религиозные мотивы, отражая ценности и культуры тех времен.

Современное искусство развивается в наше время и отражает современные знания, ценности, идеи и эксперименты. Одной из ключевых черт современного искусства является его экспериментальный и инновационный характер. Современное искусство имеет сильное влияние на формирование современного общества и отражение его сложных проблем и вызовов.

Технологии уже давно проникли в сферу искусства, затронув, в том числе, театральные постановки. Видеопроекция, LED-приборы, нейросеть, трекинг-система, новые световые приборы — сейчас это уже «база» современной сценографии.

Все вместе, классическое и современное искусство, технологии играют важную роль в развитии культуры сегодня. Классическое искусство сохраняет в себе ценности и идеалы прошлого, позволяя нам понять наши истоки и обогатить наше знание о мире. Современное искусство предлагает нам новые идеи, вызывает дискуссии и отражает современные вызовы и переживания. А инновационные технологии позволяют сегодня создать реалистичные образы и погрузить зрителей в атмосферу разного периода времени.

Классическое искусство всегда останется модным, так как является основой для творчества следующей эпохи искусства.

Мне кажется, сегодня инновационные технологии настолько глубоко проникли в сферу искусства, что отделить одно от другого уже невозможно. Самое главное — грамотное использование спецэффектов в классических спектаклях. Хореография и видеоконтент в спектакле «Лебединое озеро» становятся единым целом. Там есть момент превращения лебедя в балерину, а Ротбарта - в филина. Эти моменты являются одними из самых значимых в балете. Если бы хореографы того времени, когда было поставлено «Лебединое озеро», имели такие технологии, они бы точно воспользовались возможностью эффектно обыграть эти превращения.


Спектакль «Лебединое озеро» 

Другие новости
по темам
Другие новости по темам Балет Классическая Хореография
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

9.03.2024 - 9.03.2024
30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024

Все для танцев