Феномен фламенко или как испанский танец страсти покорил весь мир

Автор
dance.ru
29438
0
29438
21:00 от 11.02.2023
Автор: Максим Мельников

Искусство фламенко совершило стремительный взлет популярности в последние несколько десятилетий. Зародившееся среди цыган юга Испании в XVIII веке, сегодня фламенко покорило лучшие залы по всему миру и признано культурным наследием ЮНЕСКО. Многие объясняют феномен фламенко его яркой индивидуальностью; страстью; пением, которое идет вразрез с канонами академического и эстрадного вокала; танцем, который совершенно не похож ни на балет, ни на современную хореографию; игрой на гитаре, которая отличается изобилием технических приемов, характерных только для фламенко. Но на самом деле секрет его популярности заключается в другом – это искусство оказалось одним из самых восприимчивых к новым веяниям, другим культурам и способным синтезировать новые материи.

Фламенко-флешмоб в городе Осло (Норвегия). Видео набрало почти 5 млн просмотров. 

Начинался путь на «большую сцену» для артистов фламенко довольно сложно. В начале ХХ века это был неблагодарный труд, который практически не приносил доход, и самые яркие артисты фламенко, впоследствии ставшие классиками этого искусства, жили весьма скромно. Сами выступления проходили в заведениях, типа «трактир» или «кафе» - «таблао». Там подавались закуска и выпивка. Относились к выступающим порой неуважительно – выступление могли прервать в любой момент, попросив тишины ради важного тоста. Сегодня такое представить невозможно. И это совсем не похоже на современные испанские таблао, многие из которых пользуются большой популярностью.

Перелом случился в 60-70-е годы ХХ века, когда особо одаренные испанские артисты стали делать первые пробные «шаги» за пределы традиционных жанров фламенко. Это и ансамбль гитариста-виртуоза Пако де Лусии, в котором играли джазовые музыканты; и первые эксперименты танцовщицы фламенко Евы Йербабуэны, которая вдохновлялась хореографом экспрессионистского танца, «театра танца» Пиной Бауш (не так давно рассказывали о Пине Бауш и «театре танца»), и другие проекты, в основе которых были традиции фламенко с включением других стилей. Стоит отметить, что в это время фламенко стало требовать от исполнителя серьезной подготовки, и появилось множество профессиональных артистов, которые ушли далеко от самобытного, но любительского исполнения, однако публика еще долго их не принимала. Тот же гений гитары фламенко Пако де Лусия к моменту своего первого большого концерта в Королевском театре в Мадриде, успел выступить в не менее престижных залах практически по всему миру, но именно родная Испания стала последней страной, где он получил должное признание.

Гитарист-виртуоз Пако де Лусия

Со временем, в 80-90-е годы прошлого века, появилось отдельное направление во фламенко, которое по-испански называется espectáculo. В нашей стране это переводят дословно – «спектакль», но на самом деле значение этого слова в системе координат фламенко несколько иное. Еще с Русских балетов Дягилева в Европе прослеживается разница в подходах между европейским и русским танцевальным спектаклем. У европейцев представление несло в себе, прежде всего, торжество формы, красоту движений, пластики. Русский балет всегда отличался сюжетной линией, драматургией, танцовщик становился еще и актером. Фламенко спектакль в каком-то смысле соединяет обе традиции. Изначально это именно постановочное действие, в котором прописаны все партии танцоров и музыкантов, но не всегда можно уловить четкую сюжетную линию, лучше относиться к такому спектаклю, как к действу, которое призвано воссоздать атмосферу, передать чувства, эмоции, переживания.

При этом существуют спектакли фламенко, которые следуют сюжету. Такие постановки характерны для Национального балета Испании, например, «Эль Локо» («El Loco»). Постановщик спектакля - маэстро Хавьер Латорре, бывший в свое время премьером Национального балета, ныне выдающийся хореограф, создавший немало спектаклей для собственной труппы, для балета и для театров в разных странах мира. В том числе, и в России. Хавьер Латорре является хореографом спектакля фламенко «Дом Бернарды», поставленного по мотивам пьесы Федерико Гарсиа Лорки, премьера которого состоялась в прошлом году в Москве (продюсер компания «Фламенкерия»). Рассказывали о спектакле ранее в интервью с хореографом-постановщиком Сусанной Ларриба Адель. «Дом Бернарды» можно будет вновь увидеть в Калужской областной филармонии 25 февраля 2023 года.


Фотография с премьеры хореографического спектакля «Дом Бернарды» 17 ноября 2022 года

Сегодня культура фламенко является одной из самых динамично развивающихся, а мы с вами являемся свидетелями того, как классическая хореография, джаз, фьюжн, контемпорари, как, например, в спектакле Патрисии Герреро «Собор» («Catedral»), переплетаются с фламенко, образуя неожиданный синтез жанров и искусств, который удивляет и покоряет зрителя.
Другие новости
по темам
Другие новости по темам Танцы фламенко
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
18.05.2024 - 18.05.2024

Все для танцев