Мы рассказываем публике историю, даём смыслы: о спектакле фламенко «Луксурия»

Автор
dance.ru
18903
0
18903
13:00 от 20.08.2023
Автор: dance.ru

Нечастый гость театральных площадок России – фламенко - в летней программе Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова.

В 2001 году на Всемирной театральной олимпиаде Чеховский фестиваль впервые обратился к теме площадного театра. В прессе писали, что спектакли «буквально потрясли москвичей и гостей города. Зрительская аудитория исчислялась сотнями тысяч и даже миллионами посетителей». И в этом году организаторы сделали роскошный подарок всем нам, подготовив в Москве «Уличную программу»: участники - труппы, которые были представлены в основной «Мировой программе», а также коллективы из разных стран, которые приехали выступить исключительно на открытых театральных подмостках. Фестиваль 2023 продолжается несколько месяцев: с мая по октябрь. Уличная программа проходит в разных районах Москвы. 11, 12 и 13 августа в рамках Московского урбанистического форума на одной из сцен в Лужниках звучали зажигательные ритмы фламенко.

Артисты Балета фламенко из Барселоны «Barcelona flamenco ballet» представили публике фрагменты нового шоу «Luxuria». Luxuria – латинское слово, означает «роскошь, крайнее изобилие, пресыщенность». Однокоренное слово «luxury». На сцене – четверо музыкантов, четыре танцовщицы и солист - основатель и художественный руководитель труппы, режиссер, постановщик и главный танцор Давид Гутьеррес.


Артисты «Barcelona flamenco ballet». Фотография: Александр Куров 

Давид Гутьеррес: «Главные герои встретились на маскараде в роскошном зале. Мой герой увидел любовь всей его жизни, но его «luxuria» (повторяет уже в другом звучании «lujuria» – «похоть») повергает его в мрак, мир тьмы, где он сталкивается с одиночеством и остается с разбитым сердцем. Но финал – счастливый, потому что герой способен любить! Его любовь победила низменную страсть и темную сторону личности».


Монтсеррат Мария Мартинес и Давид Гутьеррес. Фотография: Александр Куров

В сокращенной версии зрители не смогли отследить все испытания судьбы и этапы внутренней борьбы главного героя. Скорее воспринимали спектакль как концерт. После каждого номера одинаково активно аплодировали и те, кто шел мимо и случайно попал на представление, и те, кто ждал выступления испанских артистов очень давно и прочел аннотацию на официальном сайте.

«Спектакль переносит зрителей в мир изменчивой страсти и стоической верности, сбывшихся надежд и обманутых ожиданий, восторгов и разочарований, словом, в мир, наполненный любовью. Герой спектакля, успешный художник, привыкший быть объектом женского внимания, внезапно влюбляется сам. Встретив любовь всей своей жизни, прежде уверенный в себе мужчина, возможно, впервые должен преодолевать робость, бороться с собственным честолюбием и укрощать свою гордость. В противном случае его ждет одиночество. Любовь и страсть — чрезвычайно захватывающая тема, и балет фламенко представляется наиболее совершенным средством, с помощью которого ее можно раскрыть».

Фламенко – символ Испании, отражение культуры и характера испанцев. Барселона – это Каталония. Фламенко - симбиоз музыкальных традиций Запада и Востока - родилось в другой части страны – в Андалусии. Греко-римская, сирийская, арабская, еврейская, европейская (григорианская музыкальная система), индийская (цыганская) – очень много культур оказали влияние на музыку и на танец. Есть еще одна особенность фламенко – судьба народов, которые внесли самый весомый вклад в искусство фламенко. Они остались без родины, были изгоями, были вынуждены скитаться и принять чужой образ жизни, чужую веру. Арабы были изгнаны из Испании в 1492 году. Евреи были вынуждены принять христианскую веру, чтобы не подвергаться преследованиям. Гонениям подвергались цыгане. С одной стороны, – мимикрия, с другой стороны – эти народы жили обособленно. Иногда они жили рядом, обмениваясь культурой. Искусство «отверженных» долгое время было скрытым, секретным. Пели и танцевали только на домашних фиестах. А затем была война с Наполеоном, патриотический подъем и интерес к самобытному искусству. И фламенко стало частью жизни Испании. Начался обмен классической танцевальной школы и народных традиций. В 1847 году в Севилье открылось кафе, где играли музыканты и пели солисты. Затем к выступающим присоединились танцоры разных жанров, в том числе фламенко. Постепенно исполнители фламенко стало вытеснять исполнителей других жанров. В 1870 году там же, в Севилье, открылось первое кафе, где исполнялось только фламенко. В начале XX века фламенко прочно обосновалось в театре.

Давид Гутьеррес учился в Андалусии у лучших маэстро. Стал солистом, получил признание публики и профессионалов как «Лучший солист танцовщик фламенко» на Гибралтарском фестивале сценических танцев. Сейчас Давида считают одним из самых опытных и талантливых исполнителей фламенко в Испании. Балет фламенко Барселоны он создал в 2017 году. Сегодня компания Давида признана одной из самых популярных танцевальных компаний в мире. Труппа посетила с гастролями многие страны. Своей основной миссией танцевальная компания считает популяризацию каталонского искусства и культуры во всем мире, а также поддержку молодых дарований и предоставление им шанса стать частью каталонской «семьи» фламенко.

Давид Гутьеррес: «Наша труппа намного больше, чем вы смогли увидеть сегодня. У нас намного больше как танцоров, так и музыкантов. И большая производственная команда. Мы каждый год объявляем кастинг, мы открыты. Мы ждем молодых исполнителей, потому что и наша компания молодая. Мы даём возможность проявить себя, при этом все наши танцоры – профессионалы высочайшего уровня».


Давид Гутьеррес. Фотография: Александр Куров

Режиссер не ставит задачу показать аутентичное фламенко. Он идет в ногу со временем и предлагает зрителю «искусный синтез музыкальных стилей — от классики до джаза и традиционной музыки фламенко».

Давид Гутьеррес: «Я считаю, что фламенко – уникальное явление, потому что оно пришло к нам из глубины веков. Из Индии прошло путь через Марокко в Андалусию на земле Испании. При этом фламенко очень быстро впитало и джаз, и современный танец, и латиноамериканскую музыку, смогло соединиться с музыкой всего мира. Мне кажется, фламенко – питательная среда для смешения, намного более податливая, чем другие традиционные жанры музыки. Мы создали балет, чтобы внедрять новое, делать больше театр, и именно это даёт такую привлекательность. Мы рассказываем публике историю, даём смыслы. Я считаю, что наши постановки – это театральный образ, история, а не просто музыка и танец».


Артисты «Barcelona flamenco ballet». Фотография: Александр Куров

Гитара и голос вокалиста – константа фламенко. Ударными могут быть ладони – palmas, а также ударные инструменты - кахон, иногда кастаньеты. Духовые инструменты – ноу хау постановщика, их было несколько. Был даже саксофон, окрасивший тембр фламенко новыми оттенками. Полная неожиданность – ударная установка. Как и в шоу «Дикое танго», на сцене, по сути, рок-группа. В такт звучат набойки на туфлях солиста и барабаны музыканта, звук каблуков – тоже часть музыкального сопровождения, инструмент. Для кого-то фламенко неразличимо, на самом деле, существуют десятки – более пятидесяти! – разновидностей. Различаются они ритмами. 11 номеров спектакля – 11 стилей фламенко. Зрители хлопали от души. Не только между номерами, но и во время многих сцен. Не замечали, что не попадают в изощренные ритмические переходы, но радовались и продолжали хлопать. 

Давид Гутьеррес влюбляет в себя мгновенно. Не только техникой исполнения танца. Харизма исполнителя заполоняет огромное пространство площади перед сценой на берегу Москвы-реки вместе с ритмичной музыкой. Иногда казалось, что это моноспектакль. Давид заигрывал с публикой, выходя из театрального образа, усиливая ощущение рок-концерта. Зрители переживали гамму эмоций, считывая эмоции главного героя спектакля. Переменчивая погода августа добавляла впечатлений. За одно представление несколько раз то гроза и дождь, то яркое солнце. И никто из зрителей не уходил, люди в первых рядах мужественно не раскрывали свои зонты, давая возможность остальным увидеть артистов от каблуков до розы в прическе. Вначале у танцовщиц были лаконичные наряды. Платки, оборки, цветы и горошек появились в конце представления.

Всего было 7 представлений труппы. Каждый раз зрители уходили «ошеломленными и очарованными» увиденным и услышанным. На все представления вход для зрителей был свободным без билетов и регистрации. В Москве вас ждут еще 2 спектакля «Уличной программы» и 7 спектаклей «Мировой программы» Чеховского фестиваля. В Екатеринбурге - 2 спектакля «Мировой программы».

В тексте использованы материалы пресс-службы чеховского фестиваля и интервью Давида Гутьерреса Сербскому телевидению 2021 из открытых источников.
Другие новости
по темам
Другие новости по темам Танцы фламенко
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

9.03.2024 - 9.03.2024
30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024

Все для танцев